Статьи
Copyright © 2008 - 2009 Pra-va.narod.ru All Rights Reserved
Последние изменения в деле тонирования стекол
Тонированные стекла в основном производятся для улучшения внешнего вида автомобилей, для маскировки внутренней отделки, предметов, находящихся в салоне и внешнего облика пассажиров.
Плюсы тонировки: - задерживает часть ультрафиолетового и инфракрасного излучения солнца, что делает поездку в автомобиле более комфортабельной, снижает эффект выгорания обивки салона, несколько замедляет процессы старения пластмассовых деталей салона и приборной доски машины. Так как тонированные стекла поглощают часть энергии солнечных лучей, то в зимнее время, особенно днем, в солнечную погоду, стекла салона замерзают и покрываются инеем в меньшей степени, чем обыкновенные. Но не надо обольщаться. Измерения показывают, что пленки, напыления и даже дешевые заводские тонированные стекла задерживают не более 3-5% ультрафиолетового и инфракрасного излучения. Наибольший эффект дают специальные изотермические стекла, но они очень дороги и ставятся только в самые дорогие модели автомобилей.
Минусы тонировки: - для водителя несколько снижается видимость и контрастность дорожной обстановки, что особенно заметно проявляется в сумерках. Приводит к постоянным конфликтам с сотрудниками ГИБДД, по поводу и без повода пытающимися облегчить ваш карман.
Тонировка стекол автотранспорта определяется ГОСТ 5727 "Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия" и Постановлением Госстандарта РФ № 363 от 01-го июля 1999 года, которое вносит в ГОСТ ряд изменений.
Постановление № 363 дополняет и изменяет ГОСТ по ряду позиций и допускает тонировку стекол легковых (и иных типов) автомобилей в следующих пределах: лобовое стекло не более - 25%, стекол передних дверей не более - 30% остальные стекла не более - 40% включительно.( Примечание. Согласно Изменению N 3 к ГОСТ ГОСТ 5727-88 с 01.01.2002 тонирование стёкол названных здесь "остальные" не нормируется. Wilych) Это предельные цифры означающие процент поглощения стеклом светового потока. Иначе говоря лобовое стекло должно иметь светопропускание не менее 75%, передние боковые - не менее 70%, прочие - не менее 60% ( Примечание. С 01.01.02 "...прочие - не нормируется". Wilych). Кстати даже новое лобовое стекло автомобиля триплекс поглощает 15-20% светового потока, а старое, потертое щетками и дорожной пылью - свыше 20%, т.е. оно практически не имеет запаса по тонировке. Внимание! В соответствиие с вышеупомянутыми документами допускается иметь полностью затемненное заднее стекло при том условии, что автомобиль или иное автотранспортное средство оборудовано зеркалами заднего вида с обеих бортов (как справа, так и слева).
Кроме заводской тонировки Постановление № 363 теперь допускает самостоятельно тонировать стекла автомобиля как напылением, так и с помощью оклейки стекла пленками как снаружи, так и внутри салона. Обратите особое внимание на этот пункт. Раньше гаишники часто придирались к водителям по поводу тонировки, сделанной с помощью пленок, так как в ГОСТе это фактически запрещалось. Постановление № 363, дополняющее ГОСТ, повторяю еще раз, теперь разрешает любой способ тонировки. Хоть берите веник, окунайте его в ведро с краской и мажьте стекла, единственное условие - светопропускание должно быть в пределах разрешенного.
Ширина светозащитной полосы, которую вы имеете право укрепить на лобовом стекле осталась прежней - не более 15 сантиметров. Никаких иных или новых требований по ней нет.
Для проверки светопропускания сотрудники ГИБДД в основном используют портативный прибор "Блик". Этот прибор подключается к прикуривателю и по инструкции дает точные показания при напряжении питания 12 плюс-минус 0,6 вольта, так что вы имеете право отказать инспектору в разрешении подключить прибор к вашему аккумулятору, сославшись на его плохое состояние. Очень важно помнить и знать, что прибор показывает на табло не процент тонировки, а количество прошедшего через стекло светового потока. Например, если он показал "70", это значит, что через стекло прошло 70% светового потока, а тонировка составляет 100 - 70 = 30%, - допустимо по ГОСТу. Запрещено пользоваться прибором в дождь и при температуре воздуха (морозе) ниже - 10° С. Измерять прибором можно в любое время суток, при любой освещенности в месте измерения. Гаишник не обязан иметь при себе сертификат на прибор, а вот сам прибор должен быть опломбирован и на нем наклеена бирка, с указанием очередного срока поверки. Если пломб нет или они повреждены или же просрочен срок очередной поверки - ваше дело в шляпе, можно опротестовать результаты измерений. Также все руководящие гаишные документы категорически запрещают производить измерения с помощью пальца, носа, глаза или сапога инспектора. То есть, если не имея прибора инспектор заявляет вам, что тонировка вашего автомобиля не соответствует ГОСТ, можете показать ему, только вежливо, фигуру из трех пальцев.
Если же здесь все нормально, а вы сомневаетесь в объективности измерений, то в 10-ти дневный срок пишите заявление (жалобу) в соответствующее отделение ГИБДД. Начальник этого отделения обязан назначить повторное измерение другим прибором в согласованное с вами время и в согласованном месте. Надеюсь, что за время переписки вы успеете привести тонировку в норму и штраф платить вам не придется.
Кстати, по закону "О защите прав потребителей ..." вы можете обратиться на фирму, которая сделала вам тонировку с требованием привести ее в состояние, требуемое ГОСТом, и сделать они это должны бесплатно, за свой счет, иначе можете с ними судиться и требовать возмещения всех убытков (штрафа, судебных расходов, морального ущерба и т.д.). Фирмы, делающие тонировку тем или иным способом (полная замена стекол, напыление, наклейка пленок) должны иметь лицензию на выполнение данного вида работ и по ее окончании выдавать вам на руки сертификат о том, что тонировка сделана в соответствии с ГОСТом. Не убирайте его далеко - положите в бардачок или кармашек солнцезащитного козырька. Этот документ может служить основанием для оспаривания любых придирок гаишников.
Впервые тонировка появилась на правительственных автомобилях в целях безопасности первых лиц государства. Изначально это были железные пластины, предназначенные для укрепления стекла. Когда появились пуленепробиваемые стекла, в железе необходимость отпала. Остался только темный непрозрачный тон. Но что же значит тонировка для современного автолюбителя - дань моде, комфорт, безопасность. Как "темнить" в соответствии с ГОСТом. В «темном деле» много вопросов - ответы здесь.
Сегодня каждый второй обладатель новенького автомобиля сразу везет его на тонировку. И не случайно - преимуществ масса. Лоск, шарм и неповторимый стиль - автомобиль с затемненными стеклами выглядит солиднее, заметнее и красивее. Но тонировка авто положительно решает и другие задачи...
И чтоб никто не догадался
Автомобиль - это второй дом. Приятно ощущать себя в нем комфортно и защищенно. Тонированные стекла укрывают от любопытных глаз пешеходов и водителей, проезжающих мимо.
Защита от солнечного света
Тонировка стекла уменьшает напряжение глаз, вызванное солнцем, снегом или светом фар других машин.
Защита салона от УФ-излучения
Так как автомобильная пленка отражает свыше 98% УФ-излучения, можно сэкономить на вынужденной смене обивки салона, которая со временем выгорает. Тонировка предохраняет приборную панель от растрескивания, а аудиоаппаратуру и акустику от глаз взломщиков-любителей.
Явная выгода!
Летом защита от теплового излучения значительно уменьшит нагрузку на кондиционер, отражается до 70% солнечной энергии.
Повышает безопасность
При установке пленок на автомобиль прочность стекол повышается в несколько раз. Таким образом, при возникновении аварии, стекло не разбивается вдребезги, а остается на тонирующей плёнке. Это верный способ защитить вас и пассажиров от возможных травм.
На заметку
Тонированные защитные пленки для стекла представляют собой прозрачную полимерную основу с нанесенным на нее специальным слоем металла (титан, медь, алюминий и т.д.).
Защитная пленка устанавливается как на стекло извлеченное из рамы, так и на уже установленное (на окно). Наклеенная пленка неразличима на стекле и образует с ним единое целое.
Толщина защитных пленочных покрытий, как правило, от 112 до 380 мкм. Защитные пленки толщиной от 300 до 380 мкм - трехслойные, с улучшенными эксплуатационными характеристиками.
Видов и разновидностей автомобильных пленок огромное количество. По общим признакам их можно разделить на две группы:
1. Окрашенные пленки. Этот тип пленок выполнен по обычному способу - на основе окрашенного полиэстера с нанесением слоя специального клея (адгезива). Пленки выпускаются в большой цветовой гамме. Уровень цен - эконом-класс.
2. Металлизированные пленки. Основу данного типа пленок составляет полиэстер, на который с помощью электронного луча или плазменным разрядом наносят слой металла. Получившиеся в результате этого пленки имеют очень высокие эксплуатационные характеристики, что позволяет давать на них гарантию на все время эксплуатации автомобиля. Не мудрено, что стоит такая пленка гораздо дороже.
Пленочная тонировка легко устанавливается и демонтируется, но лучше обойтись без самодеятельности - при неправильной «наклейке» она в скором времени начнет отставать от стекол.
Качество тонировки определяют две составляющие: материал и профессионализм исполнения. Стекло должно быть покрыто полностью, без светлых полос, пузырей, отслоений и заломов пленки. Цвет ровный по всей поверхности - без оптических искажений и радужных разводов.
3. Напыление. Главный плюс этого вида тонировки - высокое качество. Минус - зеркальность. Напыление царапается и, в отличие от пленки, не демонтируется. Но если вдруг возникнет необходимость каждый день проезжать мимо поста ГИБДД - придется менять весь комплект стекол. От такой ситуации никто не застрахован, так же как от сколов и царапин.
Стоимость тонировки напрямую зависит от типа и марки автомобиля. Цены варьируются в среднем от 2000 до 6000 руб. Дороже всего тонировать автомобили бизнес-класса.
Арт-тонирование
В моде нестандартный подход к преображению своего четырехколесного любимца. Арт-тонирование - один из способов придать автомобилю "изюминку". Это технология нанесения рисунка из той же профессиональной тонировочной пленки на стекло перед основной тонировкой. Удовольствие дорогое (рисунок в зависимости от размера стоит от 1500 до 7000 руб.), но цена вполне оправдана - работа все-таки тонкая! В сервисе предложат выбрать рисунок из каталога или нарисуют картинку вашей мечты.
Закон о «темном деле»
Согласно ГОСТу №5227-88, лобовое стекло должно пропускать 75% света, а боковые (водителя и переднего пассажира) - 70%. При этом тонировка не должна быть зеркальной. Зато задние боковые и заднее стекло можно затонировать на 100%!
Ложка дегтя
Сильно затемненные стекла мешают управлять автомобилем, что может привести к аварийным ситуациям. Особенно в темное время суток и при плохих погодных условиях.
Зеркальная тонировка «привлекает внимание» работников ГИБДД, так как запрещена законом. Конечно, определить процент светопропускаемости "на глаз" инспектор ДПС не может. Для этого теперь существует специальный прибор "Блик", с помощью которого можно сделать экспертизу на месте (прибор есть на каждом посту ГИБДД). По рассказам бывалых, еще ни одна такая проверка не показала, что стекла соответствуют норме.
Далеко не все водители знают, что «Бликом» запрещено пользоваться в дождь и в морозную погоду (теоретически уже при небольшом морозце в -10 градусов прибор может давать сбои в показаниях). А вот время суток на показания этого устройства никак не влияет: использовать его можно и днем, и ночью, то есть при любой освещенности в месте измерения.
Вы вправе не согласиться с инспектором ГИБДД
Прибор «Блик» работает от прикуривателя - вы можете отказать инспектору в разрешении подключить прибор к вашему аккумулятору, сославшись на неисправность прикуривателя или плохое состояние аккумулятора.
Прибор обязательно должен быть опломбирован - на видном месте должна быть бирка с указанием очередного срока проверки. Если пломб нет, они повреждены или просрочена дата очередной проверки, - вы имеете право не согласиться с результатами измерений.
Вы можете просто не согласиться с результатами проверки и в 10-дневный срок написать заявление в соответствующее отделение ГИБДД. Начальник этого отделения обязан назначить повторное измерение другим прибором, предварительно согласовав с вами время и место проверки.
Ни за что не соглашайтесь с отрицательным результатом измерений, если тонировка машины соответствует ГОСТу и в Вашем бардачке лежит подтверждающий это сертификат (не забудьте взять его у фирмы, которая устанавливала тонировку).
Это нужно знать
1. С 1-го января 2008 года владельцы автомобилей, тонированных не по ГОСТу, вынуждены будут платить штраф в размере 300 рублей. "Попасться" можно на посту ГИБДД.
2. При техосмотре проблема может встать острее - придется снять тонировочную пленку прямо на Пункте инструментального контроля (ПИК).
3. На правильность тонировки обязательно обратит внимание страховая компания, когда возникнет вопрос о выплате страховки. И если экспертиза страховщика признает, что тонировка установлена не по ГОСТу - в выплате будет отказано на абсолютно законных основаниях.
Тонированные стекла - это стиль автомобиля, сохранение Вашей репутации и конфиденциальности, это модная сейчас тенденция. Но есть и другая сторона "темного дела" - возрастающее количество аварий, связанных с плохим обзором дороги с водительского места. Но выбор остается за вами!
Осторожней на дорогах!